Добавлено: 01 мар 2010, 12:57
Приговор «двадцати лет лишения свободы с постепенной конфискацией имущества вынес гражданке Маше Ивановой тест на беременность».
Чайлдфри – детище конца ХХ века. Люди, которые не любят детей и не хотят их иметь, были всегда. Но только под руководством калифорнийского педагога Лесли Лафайет им удалось в 70?х годах объединиться в организацию «Сознательного Не-Родительства» (Child-free – «свободные от детей»). Достаточно быстро новая идеология распространилась по миру, пользуясь особенной популярностью среди образованных и озабоченныхкарьерным ростом представителей среднего класса. Основной принцип чайлдфри «живи сам и давай жить другим» помог многим женщинам избавиться от давления общества и семьи, не чувствовать себя неполноценными от того, что они предпочли работу продолжению рода. Если верить статистике, 44?% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет не имеют детей, 27?% выходит из репродуктивного возраста бездетными.
Идеология чайлдфри базируется на сознательном отношении к своей жизни и жизни неродившегося потомства. Они не хотят связывать себя неразрывными узами с детьми, уродовать их неумелым воспитанием, многие честно заявляют – нам просто не нравятся человеческие детеныши, зачем калечитьсудьбу нам и им. Они выбирают безопасный секс, в большинстве своем поддерживают аборты. Некоторые чайлдфри стерилизуются, но обычно это не приветствуется. «Мы хотим подчеркнуть, что не имеем детей не потому, что неспособны к размножению, – мы просто не хотим их иметь», – комментирует эту позицию одна из участниц сообщества чайлдфри.
Портрет в интерьере
Кто такие наши «чайлдфри»? Первое впечатление, складывающееся у многих (и у автора статьи, увы, тоже) – инфантильные, балованные или обделенные любовью гламурные девушки (реже юноши) 18?25 лет из породы «офисного планктона». На деле ситуация чуть другая. Среди «идейно бездетных» много людей среднего возраста, успешных и состоявшихся. Как ни удивительно – они помогаютдетским больницам , приютам, некоторые работают учителями и преподавателями. И отказ от продолжения рода для них – не подростковый негативизм, а осознанная жизненная позиция.
По итогам опросов, четыре пятых «социально активных» чайлдфри – женщины. Подавляющее большинство – репродуктивного возраста (20?35 лет), четыре пятых – с высшим образованием, почти половина – состоит в браке.
Самое удивительное – примерно у десяти процентов есть дети, родные или усыновленные.
«Болтала с приятельницей (ей под 40, детей нет и не планируется), зашел разговор о том, что внуки в старости – это весело. Я говорю: «Да, я была бы не против внуков, но если бы они как?нибудь получились помимо детей». Она говорит: «А я бы и не против детей, если бы они получились как?то помимо меня». Очень порадовало».
Свобода это рабство
На первый взгляд, движение чайлдфри выглядит вполне цивилизованно и гуманно. Они открывают тематические сайты и форумы, где рассказывают о своих замечательных турпоездках, покупках, домашних животных и карьерных успехах. Они делятся историями из жизни своих семей (обычно чайлдфри вступают в брак с такими же принципиально бездетными) и иногда хочется позавидовать, насколько успешны эти союзы. Если у кого?то из членов сообщества возникают проблемы с близкими (мама требует внуков, девушка забеременела, супруг хочет ребенка и т.?д.) в дело тут же включается мощная группа поддержки. Опытные «свободные» доходчиво объясняют, какие аргументы привести родителям, как убедить супруга и каксделать аборт. Случается, что особо сознательные чайлдфри выезжают на беседы с потенциальными мамочками и буквально за ручку доводят их до больниц.
В чем?то они правы – ребенок должен быть желанным и по возможности запланированным. Сознательный подход к жизни – вещь полезная, позволяет избежать многих проблем. А репродукция пока еще не стала гражданским долгом. Если люди не хотят иметь детей – потому что слишком молоды, строят карьеру или просто не жаждут отягощать себя родительскими обязанностями – это их личный свободный выбор. Некоторые профессии: балерина, модель, каскадер, физик-ядерщик и т.?д. – физически несовместимы с родительством (однако, мы знаем достаточно примеров, подтверждающих обратное). Некоторые – вроде капитана дальнего плавания, космонавта или спортсмена – делают воспитание детей затруднительным (но и здесь немало семей с одним или более отроков). Многие великиеписатели, музыканты, актрисы, художники и поэты не оставили наследников. Как ни смешно, бездетны были знаменитые педагоги – Макаренко, Монтессори и Януш Корчак – что не мешало им понимать и любить детей.
Проблемы начинаются там, где свобода чайлдфри не иметь детей и не контактировать с ними наступает на пятки остальным членам общества.
«Город солнца»
«…Не проще ли разделять людей по месту жительства, исходя из принципа чайлдфри (живи сам и не мешай жить другим)? Например, чтобы в одних местах жили те, у кого уже есть дети, а другие районы предоставить тем, у кого нет детей и кому они в принципе не нужны. Такой чайлдфри -город без детских садиков, школ, площадок, вузов и техникумов. Хотя последние могут посещать самостоятельные молодые люди, строго придерживающиеся взглядов чайлдфри . Будет и еще одно большое преимущество: за счет сокращения инфраструктуры и целого ряда социальных объектов уровень жизни населения здесь будет выше, чем в других местах. Почему бы туда и не поехать?..»
Эта идея вызвала бурный восторг в сообществе «свободных». Могли бы и таблички в магазинах и транспорте предложить вешать «только для бездетных». Ничего не напоминает?
Людей, имеющих детей, чайлдфри называют «размноженцами», беременных и родивших – «свиноматками» и «крысомамками», нечаянную беременность – «внедрением чужого», детей – ублюдками, идиотами и зверенышами. Кого?то возмущают мальчишки, катающиеся с горки, кого?то – малыши в кафе или транспорте, кого?то – необходимость платить социальный налог. Рассказы молодыхмам, фотографии беременных и семейные драмы вывешиваются напоказ под лозунгом «что за ужас эти дети». Особо выдающийся интеллектуал даже развил теорию о том, что, оказывается, в гомосексуальных наклонностях мужчин виноваты их многодетные родственницы…
Автору доводилось писать статью о «чайлдфри» два года назад – за это время сообщество увеличилось вчетверо, примерно во столько же возросла агрессивность его членов. Сперва «свободные» действительно стремились к диалогу культур, но, похоже, ониотчаялись пользоваться цивилизованными аргументами. Неудивительно, что они встречают непонимание в «детском мире» – нынешние чайлдфри делают все от них зависящее, чтобы быть понятыми неправильно. «Свобода твоего кулака заканчивается у моего носа». И, возможно, города для чайлдфри – не самая плохая идея… с дополнением – выезд только по пропускам, как у палестинцев в Израиль. Они избавятся от нас, мы от них – и все свободны! Как эту тенденцию поддержит или прекратит кризис, время покажет
Что вы думаете о них?