Елопукки
Острый язычок-2015, Мисс-антистресс-2016, Форумчанин года-2016, Шпилька форума, Кипятильник, Автор жжёт-2017
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 20:41
Сообщений: 12444
Участий в закупках: 127
Откуда: Красный Бор
Награды: 80
Благодарил (а): 3927 раз.
Поблагодарили: 2222 раз.
Добавлено: 04 сен 2017, 13:42
Цитата:
Понять разницу между «не могу» и «не хочу» очень просто. Главное — постоянно помнить о следующих непреложных истинах:
-любое поведение — это средство общения;
-любое поведение вызвано какими-то факторами.
Современные психологи выделяют шесть различных мотиваций поведения. В следующий раз, когда вы вновь поймаете себя на том, что говорите «Да он просто не хочет…» — остановитесь и оцените поведение вашего ребенка с точки зрения того, о чем прочтете ниже. Вы сами сможете убедиться в том, что по крайней мере некоторые «Я не хочу» в действительности оказываются «У меня нет возможности сделать это».
1. Сопротивление/уклонение: ребенок не знает, как сделать то, о чем вы просите, или это действие по каким-то причинам ему неприятно.
Большинство людей стремится улизнуть от выполнения неприятного задания. Игра, которую я вам предлагаю, называется «Найди причину отказа». Вам предстоит сыграть роль сыщика. Вы будете поражены, узнав, как часто неуступчивость и невыполнение просьб говорят об отсутствии необходимых знаний, умений или возможностей (думаю, речь идет почти о 100% случаев). Вероятные причины (можете заварить себе чашечку кофе, мы планируем задержаться здесь на какое-то время): ребенок не понимает инструкции/просьбы, не знает или не понимает правила/способа/порядка выполнения, его крупная или мелкая моторика недостаточно развиты, это действие оказывает чрезмерное влияние на сенсорную систему, задание вызывает физический дискомфорт или есть отвлекающие факторы (ребенок голоден или слишком устал). А может быть, ваши ожидания слишком завышены и данное задание пока слишком сложно для ребенка?
Вдобавок к этому ребенок наверняка боится неудачи и критики. В его мире все четко определено и поделено на черное и белое, все и ничего. Он либо считает свои ошибки и успехи грандиозными, либо просто не замечает их. Важно всегда предоставлять ребенку свободу выбора способа и сроков выполнения задания, не забывать рассказывать ему, что нужно делать, чтобы справиться с заданием на отлично.
Чаще всего ребенок отказывается выполнить просьбу из-за страха перед неудачей, он просто боится не справиться! Помогите ему. Ведь каждый новый успех придает ему уверенности в себе и вдохновляет на то, чтобы продолжать работать, стараться добиться отличных результатов и даже вызывает желание посостязаться!
2. Поиск внимания — ребенок ищет внимания взрослых или сверстников.
Хорошая новость — ребенок хочет взаимодействия! Если вас раздражают его «не хочу, не буду», остановитесь, глубоко вдохните и трезво оцените: знает ли он, как правильно привлечь к себе внимание или попросить помощи? Понаблюдайте за своим поведением. Получает ли ребенок достаточно внимания взрослых при успешном выполнении заданий? Получает ли он необходимое для утверждения его самооценки адекватное внимание сверстников? Важно честно ответить на вопросы: «Когда ваш ребенок получает больше внимания: когда ведет себя неподобающим образом или когда его поведение всех устраивает?», «Вы хвалите его так же часто (а лучше чаще!), как ругаете?»
Следите затем, какое поведение вы подкрепляете. Если вы игнорируете ребенка, когда он спокоен и не нарушает общепринятых норм поведения, но немедленно обращаете на него внимание, когда он начинает плеваться или скакать по дивану, — что ж, ребенок получает то внимание, которого добивался, и вы сами убедили его в результативности неподобающего поведения. Акция — реакция. Помните о нашем принципе: любое поведение — это средство общения!
3. Саморегуляция — ребенок пытается расшевелить или, наоборот, успокоить гипо- или гиперактивный сенсорный канал, снижая собственную тревогу и дискомфорт.
4. Развлечение/веселье — ребенок ищет ту манеру поведения, которая развеселила бы его и окружающих
5. Контроль — ребенок старается организовать и упорядочить окружающее пространство.
6. Возмездие — ребенок хочет отомстить за то отношение, которое считает несправедливым.
Я включила этот пункт только потому, что это та причина, которую вы можете исключить первой.
«Он просто хочет отомстить мне!» — это не про вашего ребенка. Представления о справедливости и несправедливости требуют умения воспринимать и понимать мотивы и чувства других людей
_________________
Вами управляет тот, кто вас злит